О "национальном
вопросе"
Тема актуальная и сложная. Поэтому просто набросок.
Итак, что такое «национальность» и «вопрос»
о чем? Разберем по порядку.
Национальность в просторечье тождественна этнической
группе, представители которой имеют выраженные внешние
признаки принадлежности к тому или иному этносу – «племенные
признаки»: цвет волос, черты лица… Такой взгляд
на национальность – как на принадлежность к определенному
«племени» или этнической группе не вполне
верен. Например, Ким может иметь ярко выраженные признаки
азиатской группы, но по паспорту числиться русским.
И возникает путаница.
Возможно, если бы в паспорте был добавлен еще один
пункт, например – «этническая группа», -
и осталась бы строка «национальность», то
путаница ушла бы. К примеру, Багдосарян – армянин –
русский.
Следует понимать, что сегодня понятие национальности
далеко вышло за характеристику только «племенной»,
биологической принадлежности – и более характеризует
принадлежность человека к определенной социальной общности
– государству: например, «американец».
Вот как раз об этом и стоит сказать. Нация – это
сообщество людей, проживающих на одной территории и
объединенных экономическими взаимодействиями, связанных
едиными законами и правилами общежития. Но это не ново
и не интересно. Картина будет не целостной, а нация
не стабильной, если помимо «фундамента»
– т.е. взаимодействий объективных, о которых я сказал,
- не будет выстроена единая «надстройка»
– идеология.
В данном случае, с позиции «надстройки»,
- если мы имеем дело с людьми, принадлежащими к разным
мировоззренческим взглядам и конфессиям, - можно говорить
о «нестабильной нации». Хотя экономически,
территориально, политически они объединены, но на уровне
мышления разрознены. Если не создать единую «надстройку»,
то такая «нация» со временем неизбежно будет
разорвана по «конфессиональным» общностям
– вплоть до распада единого государства и появления
на его территории множества малых. Сам процесс может
носить любой характер – от «форс-мажорного»
(революционного) до «демократического».
В общем, вопрос о национальности – вопрос о стабильности
и выживании государства.
Поэтому, даже при хорошем уровне жизни в стране,
при развитой экономике и великолепном социальном обеспечении,
при демографическом «взрыве», - т.е. хорошем
«фундаменте» государства, - вопрос о «единой
надстройке»–идеологии, остается.
Отсюда вывод: необходимость создания идеологии, способной
объединить все присутствующие в государстве конфессии
и «идеологические общности» – это вопрос
о единстве и стабильности государства. Причем, такая
идеология не может быть только «светской»
– опираться на экономические и промышленные показатели,
быть направленной на подъем благосостояния. Подобный
«бизнес план» простраивает только «фундамент»
государства. Отсюда следует, что требуется выработать
идеологию более высокого уровня, чем существующие «мировоззренческие»
– т.е. за счет качественно более высокого уровня объединить
все конфессии не между собой, а внутри себя. Задача
сложная…
Таким образом, национальность – это сообщество, действующее
в рамках «фундамента» государства и объединенное
в единой «надстройке». Вот последнего-то
на сегодняшний день и нет. И это предвестник катастрофы.
Может не для отдельных этносов или конфессий, а для
государства в целом. Необходима макро-государственная
религия, вобравшая в себя все другие конфессии и вышедшая
из них единовременно.
Второе. Вопрос «о чем»? Национальный
вопрос, из вышесказанного, - это вопрос о будущем государства:
его силе, единстве. Вопрос стратегический, а не ситуативный.
Ситуативные вопросы решаются методами политическими,
экономическими, законодательными – «фундаментом».
И даже их успешное решение не гарантирует будущего государству
в целом. А вот мощная «интегрированная»
идеология способна дать будущее на столетия вперед,
объединить людей, создать чувства патриотизма и ощутить
себя частью великой нации.
Поэтому, «национальный вопрос» – это
вопрос о будущем «многоэтнического» (что
точнее) государства. И состоит он сегодня в создании
новой исторической надстройки великой державы – «макроидеологии».
И не «светской», а - «теологической».
В детали вдаваться не будем. На этом все.
Кронин С.
27 марта 2007г
|